РЕЖИМ РАБОТЫ:
ВТОРНИК - СУББОТАс 11.00 до 20.00
Выходные дни: ВС, ПН
Санитарный день -
последняя пятница месяца
Адрес и телефон:
ул. Достоевского, 160
+7 (347) 216-47-92
|
|
Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Основными традициями и обычаями удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования. Важную роль в жизни удмуртской деревни играли календарные праздники, связанные с началом и окончанием полевых работ. Традиционно во время их проведения совершали обряды жертвоприношения, различные магические действия, призванные отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. Удмурты Башкортостана до сих пор празднуют Вой (Масленицу). В Масленицу всех валяли в снегу, никто за это не сердился. Развлечением этого дня было массовое катание с горы на санях, санках. Во дворе делали небольшую горку и трижды прокатывались на прялке, чтобы конопля и лён уродились. Курам насыпали овса с конопляным семенем. В эти дни в каждой семье готовят обильное угощение, которым потчуют в течение дня, приходящих в дом. Начало нового года удмурты ещё в прошлом веке отмечали весной, что связано с пробуждением природы, подготовкой к новому земледельческому сезону. Одним из первых признаков возрождения природы была верба. Очевидно, этим объясняется вера многих народов в её магическую силу. У удмуртов есть обряд Эру карон или Пучы ньорен шудон (Игра с вербой). Проводились они накануне Вербного воскресенья, в Великий четверг или Пасху. Обряды заключались в том, что днём приносили домой ветки вербы и, согрев на печи, скручивали или заплетали размякшие концы. Вечером, взяв заготовленные прутья, молодёжь собиралась вместе и с криком эру! эру! проходила из конца в конец деревни, ударяя при этом ветками по домам и воротам. Заходили к скотине и слегка ударяли, чтобы она не осталась бесплодной. Пройдя деревню, шли к реке (или другому традиционному месту) и, встав к реке спиной или лицом к югу, с криком эру – у! прутья бросали через плечо назад, а сами, затаив дыхание, прислушивались к звукам. Они служили приметой, предсказывающей, что должно случиться в этом году. Ветками вербы погоняли скот также при первом выгоне. На удмуртском языке ночь на последний четверг, называемый у христиан Великим четвергом (последний четверг перед Пасхой), имеет несколько названий. Удмурты в Башкирии называют её Кулон потон уй (Ночь выхода мёртвых). Верили, что в эту ночь души мёртвых выходили из могил и разгуливали по земле, пугая живых и напуская на них порчу. Страх перед ними и желание уберечься породили ответные действия. В среду приносят из лесу рябиновые ветки и раскладывают на подоконниках, на столе, в хлеву, привязывают к рукам детей, на шею домашнему скоту и гусям как оберег от злых духов. С вечера моются в бане. Перед сном окуривают хлевы. Дома плотно закрывают двери, окна, а также печную трубу. Утром в Великий четверг встают до рассвета. Говорят, что тот, кто в этот день долго спит, весь год будет засоней. На дворе разжигают костёр из соломы и прыгают через него. Женщины и девушки стараются пораньше сходить на родник за водой: считается, что у той, кто первой почерпнёт воды, весь год будет спориться работа. Все пьют родниковую воду, чтобы набраться сил, очиститься от всякой скверны. В этот день каждый стремиться выполнить как можно больше работы, чтобы год был успешным, спорым. Самый большой праздник удмуртов – Быздынал (Пасха), что обозначает большой, великий день, связан с началом весенних полевых работ. Его праздновали в пятницу, на другой день после Великого четверга. Быздынал отмечают с близкими родственниками. Готовясь к нему, обязательно моются в бане. С вечера красят яйца. С утра пекут, стряпают. К обеду варят гуся и кашу. В первой, как бы официальной, части праздника взрослые, собравшись вместе, обходят дома родственников, совершая в каждом доме моление. Они просят у бога, чтобы он сохранил здоровье людей, не дал бы погибнуть скоту, помог уберечь приплод, послал бы тёплых дождей для роста хлебов, а грозы и град увёл бы стороной и т.п. После моления угощают традиционной обрядовой пищей и пивом. Затем начинается второй обход домов тех же родственников, но в этот раз уже как праздничное гуляние с разнообразным обильным угощением, с музыкой, песнями, плясками. Дети с утра ходят по домам, собирая яйца, затем, взяв угощение, отправляются в ближайший лес, где развлекаются, играя в разные игры. Перед началом сева в день выезда на пашню проводился обряд Гырыны потон (Моление кашей): вспахивали небольшой участок, и засевали его, разбрасывая вместе с зерном яйца, приносили дар земле, зарывая хлеб с маслом, сделав неглубокую яму. Обряд совершали семьёй, а после этого, собравшись на лугу, проводили праздничное деревенское гуляние. Ныне отмечается день первой борозды. Как и в далёком прошлом, в засушливые годы удмурты Башкирии устраивают обряд вызывания дождя – Зор курон (Вызывание дождя). Пожилые женщины и дети, собравшись и взяв посуду для воды, обходят все дома в деревне, обливая встречных, окна, ворота, говорят при этом: «Пусть бог даст тёплый дождь». Потом девочки ходят по домам, собирая крупу, яйца, масло. У родника или на берегу реки из собранных продуктов варят кашу. К вечеру к этому месту стекаются все жители деревни, едят кашу. После этого дети бегают наперегонки. Победителей одаривают яйцами. Ещё раз обрызгав всех собравшихся, расходятся по домам. Осенние праздники посвящены приготовлению каши и хлеба из нового урожая (выль жук), окончанию уборочных работ (сизьыл юон), началу забоя скота (выль шыд, силь сиен).
|
|
|